стт в о р ч е с к а я
м а с т е р с к а я

FAQ

Беседа ЗВУКОРЕЖИССЕРА с потенциальными КЛИЕНТАМИ

Я никогда раньше не пела на студии в микрофон, мне страшновато.
Не бойся, никто тебя не сьест. Никто не будет кричать, стучать ногами и ругаться. Наоборот, теплая, дружеская обстановка. Слушай советы звукорежиссера и потихоньку, по кусочкам - глядишь, и спела. А потом слушаешь и удивляешся - неужели это я так хорошо пою...

Я придумала мелодию, но плохо играю на пианино. Но зато могу напеть. Можно ли сделать из этого что-то в стиле Мадонны? Или надо ноты приносить?
Ноты приносить не надо. Лучше принести ту песню Мадонны, на которую ориентируешся. И все получится.

У нас живая группа, мы хорошо сыграны. Наш состав: вокал, альт, контрабас, гитара, флейта. Мы хотим записать альбом, но чтобы не пропал эффект сыгранности. Как это сделать?
Сушествует технология, когда два инструмента пишутся начисто в студии, а остальная группа играет в аппаратной для создания драйва. Потом дописываются следующие два инструмента. Технология проверенная. Или можно записать начисто сразу четыре инструмента и после - только вокал. Опыт такой работы имеется. Это сложно, но интересно.

А мы, наоборот, хотим писать "по-инструментно". По очереди.

Без проблем.

Сколько реально будет стоить альбом акустической музыки (вокал, арфа, перкуссия, скрипка, флейта, гитара) из 12 песен, записанный с нуля?

Реально вы будете работать не менее 3 месяцев по два дня в неделю и потратите около 3-4 тысяч у.е. Однако, поскольку вы платите постепенно, это будет не так обеднять ваш бюджет.

Я знаю, что на студии должен быть большой пульт с множеством ручек. У вас такого нет-значит вы не профессионалы.

Мы работаем в аппаратном цифровом формате. Это системы Protools Mix+ и Yamaha 02 r. Каждая из них стоит по 6-7 тысяч у.е. Большой пульт Маки стоит 3 000, Беринжер- 1500. Как вы понимаете, мы не от бедности обходимся без них. Это сознательно выбранный нами формат работы-только цифра. А качество материала сведенного на Беренжире и Protools разнится в пользу последнего заметно. Другое дело-аналоговые студии на дорогих Soundcraft и выше, но там и цена другая.

Я певица, и у меня аккомпаниатор (фортепиано). Я бы записалась, но у Вас нет инструмента.
Профессиональный синтезатор с картами расширения предложит вам на выбор несколько первоклассных звуков рояля. Клавиатура чувствительная, передает все динамические оттенки игры. Однако, надеяться, что это будет настояший "рояль" не приходится. Вариант годится для конкурсов вокалистов, например, но не для записи пианиста.

Я профессиональный гитарист, но бывает ошибаюсь в сложных кусках пьесы. Я должен играть все с начала?
Нет, зачем? Хорошо сыгранное место оставим, плохое-отрежем, и начнешь оттуда, где ошибся.

А можно ли убрать из записи такие дефекты игры, как скрип струн, зацепы?
В 20% случаев. На студии желательно следить за этим. Можно поискать оптимальную позицию микрофона.

А вы можете добавить под мою не очень ритмичную гитару бас или перкуссию? Или я должен играть под метроном?
Под метроном играть не обязательно. В вашей пьесе все равно есть ритм фактура, просто она с естественными ускорениями и замедлениями. И мы вполне можем подложить под нее другие звуки.

А как долго писать вокал на одну песню, если делать это как следует?
Принцип классической школы - первичная запись - половина успеха. Можно крутить автотюны, совмещать динамику кусочков - а можно поработать с вокалистом. Если страдает интонирование, работаем над ним. Далее, артикуляция. Если и тут порядок- начинается искусство - выразительность пения и т.д. Почти всегда есть над чем работать. Однако иногда следует вовремя остановится.

Итак, профессионал запишется за 1-2 часа. Новичок, даже имеющий опыт концертного пения, может петь до четырех часов. И не стоит из-за этого расстраиваться- опыт придет.
А какой, вообще, порядок записи песни? С готовой аранжировкой в Cubase, живую гитару прописать, вокал? Сколько это времени займет?
Сначала подберем примерные звуки в MIDI и сделаем аудиостерео файл - "рыбу". Ну, это часок. Далее пишем вокал (4 часа), бэки - часок и живую гитару - от 2 до 4 часов, в зависимости от подготовки гитариста. Если повезет, то это одна смена - 8 часов. Далее начинаем поканально оцифровывать треки и подбирать окончательные звуки. Подбор звуков может затянуться - чаще всего по вине заказчика. Ну, возьмем 2- 4 часа. После начинается сведение. Это от 2 до 6 часов. Сложную песню лучше сводить в две смены. Получаем фонограмму.
По максимуму это 16 - 20 часов. Сэкономить можно при хорошей подготовке вокалиста, гитариста, и если показать звукорежиссеру до подбора звуков готовую песню с похожим саундом.

А если у меня готовый минус?
Ну тогда, допустим, 2 часа на запись вокала и 1-2 часа на сведение.

Почему говорят, что на цифровых пультах быстрее сводить несколько однотипных песен, чем на аналоговых?
Потому что можно повозиться с первой песней альбома и сохранить параметры пульта. А затем применять полученный шаблон к другим песням альбома и менять только некоторые нюансы сведения. Это сильно экономит время.

А вот моим друзьям нужен "концертный" вариант, они играют живую музыку. Как долго его писать?
При такой работе основное внимание при записи уделяется драйву, динамике, а вопросы интонирования отходят на второй план. Часто концертные варианты получаются "вкуснее", чем вылизанные студийные. А пишутся они в 2-3 раза быстрее. Например, недавно записали и свели 12 песен за четыре смены, вместе с мастерингом. Это 30 часов на целый альбом.

Как долго делается аранжировка?
От трех дней до недели, потом обсуждается с заказчиком и доводится до ума.

А если мне аранжировка не понравилась раз, другой, третий - за что мне деньги платить? А ведь вы работали...
Нечего платить. Оплачивается только всех устроивший вариант. По опыту знаю - если второй вариант не принят, значит нечего мучиться, лучше найти другого аранжировщика. И чаще всего лучший вариант - это первый, в котором более всего вдохновения и менее всего математики.

Сколько стоит пригласить студийного музыканта или вокалистов ?
Jт 20 у.е. и выше за смену. У нас есть свой гитарист (акустика), ритм -гитарист, струнники и перкуссия.

Делайте ли вы мастеринг или реставрацию фонограмм?
Да, в программах Wavelab, Cool Edit, FreeFilter.

Оплачивает ли заказчик перерывы в работе?
Технический простой или простой по вине персонала - нет. Общий "перекур" тоже нет. А вот если простой по вине заказчика - он не в "духе" или не в "голосе" , то однозначно - да. Приехал на студию - уважай время других людей

Я плачу за смену, или за результат?
Обычно за смену. Мы же не знаем, вдруг ты пропадешь посреди записи альбома?

А если я захочу забрать промежуточный материал?
В конце каждой смены - пожалуйста. Мы даже рекомендуем заказчикам хранить резервы файлов у себя на случай ЧП.

Как долго вы храните у себя файлы после окончания работ? Может я захочу пересвести?
Обычно не менее месяца. По специальной просьбе - дольше. Но ведь вы можете забрать исходники с собой.

С какими жанрами вы предпочитаете работать?
Программная музыка (кино, мюзикл, ТВ, мультимедиа), живая музыка - фолк, кельтская музыка, баллады, акустический рок и поп, русский рок, электро поп, техно поп, хоровая музыка, блюз. Но я не один. Мой напарник любит тяжелую музыку и "кислоту".

А понравившийся проект получает скидку?
Еще бы. Скидка плюс главное - наше искреннее живое участие в работе - от композиторства до расположения песен в альбоме. В этом случае мы выступаем уже как союзники, а не как клиенты и работяги. Чаще всего так мы и работаем, поэтому от нас не уходят.

Что вам нравится в клиентах?
В первую очередь, обязательность и доверие к нам во время работы. Профессионализм или желание расти. Творческий поиск, но без крайностей. Красивые голоса и интересная музыка.

Есть ли такие категории клиентов, с которыми вы не захотите сотрудничать?
Как это ни странно, есть. С заказчиком, который считает, что он нас "купил", слишком занудствует и висит над душой, приходит пьяный, откровенно тянет время и потом ноет о деньгах, мы очень быстро распрощаемся.

Зачем мне вообще писаться на студии? У моего друга дома есть SB live, микрофон и программа - Sonar. Он мне и болванку нарежет...
Первая и главная причина- это присуствие на студии профессионального звукорежиссера.Возможно, твой друг хорошо освоил музыкальные программы, но если у него нет хорошей школы записи и сведения музыки, то вряд ли он сможет записать тебя приемлемо для формата CD, радио или концерта.

Мой друг- звукорежиссер, закончил Гнесинку. Все-таки пойду к нему и дома в микрофончик спою...
Гнесинка - это серьезно. Но вот петь в квартире в микрофончик не рекомендую. Ни тебе шумоизоляции, ни хорошей акустики. При записи в жилой квартире редко удается получить уровень шума меньше -50 дБ. А формат CD - 60 дБ. Опять же, можно плагинами шум порезать - но и "частотка" полезного сигнала пострадает. Но итоговую фонограмму с уровнем шума - 65 -70 дБ, как на студии, в квартире не получить.

Да, вокал и живые инструменты лучше записать на студии. Но последнее время многие фонограммы музыканты в состоянии свести дома, используя программную обработку. Какие преимущества у аппаратного сведения перед программным?
Не буду лукавить, при помоши софта в Sonar или Cubase действительно можно свести приличную фонограмму. Хотя разница между аппаратным и программным сведением существует, она колеблется в зависимости от класса програмных микшеров и мощности компьютера, и "фирменности" аппаратных систем.
Пару лет назад я проводил исследование на эту тему. Сводил одну фонограмму тремя способами : на недорогом аналоговом пульте с внешней обработкой, на Yamaha 02R, и в Cubase. В первом случае результат был готов через 2 часа, и по категории "живость" и " теплота" однозначно победил.
На Yamaha 02 R фонограмма сводилась 4 часа, из-за специфики работы с цифровым эквалайзером. Фонограмма получилась чистенькая, с хорошим пространством, но, по сравнению с аналоговым сведением, холодноватая.
В Cubase фонограмма сводилась 8 часов. Это из-за отсутствия привычных фейдеров и ручек и еще потому, что я пытался получить звук, близкий к аналоговому. Фонограмма получилась чистая, но вялая и с мутным пространством. "Вялость" появляется в результате незначительного смещения аудио дорожек относительно друг друга. Это стандартный недостаток программного однопроцессорного сведения.

Design by Saruman Records